Диалектика ревизионизма

Предупреждение! Мы осуждаем насилие и любые действия, нарушающие законодательство Российской Федерации. Мы ни к чему не призываем, текст имеет исключительно историографические цели.

Краткое введение

Ревизионизм — идеология, противостоящая коммунизму, но притворяющаяся им.

Ревизионизм представляет собой главную опасность для коммунистического движения. Это так, потому что именно внутренние противоречия первостепенны, а внешние — второстепенны. Как известно, именно ревизионизм разрушает коммунистическое движение изнутри, а не действует как обычная капиталистическая идеология снаружи. Поэтому, для того, чтобы развивать субъективные революционные силы, на идеологическом и политическом уровнях необходимо бороться с ревизионизмом.

Но помимо самого понятия «ревизионизм», существуют и другие понятия, такие как «оппортунизм», «уклон», «левый/правый», «старый ревизионизм», «новый ревизионизм» и так далее. Эти понятия очень важны, так как помогают понять конкретные политические ошибки определенных организаций. Однако зачастую эти термины используются неаккуратно, из-за чего их действенность в борьбе с ревизионизмом уменьшается.

Для того, чтобы успешно бороться с ревизионизмом, нужно разобраться со всеми этими терминами; понять, какие существуют основные ревизионистские тенденции; а также разобраться, как выражался ревизионизм на протяжении истории развития коммунистического движения и как он в основном выражается сейчас.

Овладеть пониманием диалектики ревизионизма значит овладеть борьбой двух линий и научится различать между примиримыми и непримиримыми противоречиями. В сухом остатке это значит, что если мы успешно поймем, что такое ревизионизм, то тогда мы сможем ответить на основной вопрос политики: с каким союзником объединяться, а с каким врагом бороться.

Оппортунизм-ревизионизм

Наше субъективное представление о реальности является продуктом объективной реальности. Но не вся объективная реальность является продуктом нашего субъективного восприятия, которое способно изменять реальность вокруг нас. Именно поэтому Марксизм научно утверждает, что в первую очередь именно общественное бытие (объективная реальность) определяет общественное сознание (субъективное восприятие) и только во вторую очередь наоборот. Именно объективные экономические условия в большей степени определяют развитие идеологий. Таким образом, чтобы понять идеологию ревизионизма, нужно смотреть в её экономические корни — в оппортунизм.

Оппортунизм это акт продажи коллективных интересов в пользу личного, частного интереса. Оппортунизм является очень широким термином и может быть применен даже к капиталистам. Но оппортунизм в рядах капиталистов нас не интересует, так как мы на него прямо влиять не можем. Нас интересует оппортунизм в рамках прогрессивных движений. Как известно, коммунистическое движение является частью рабочего движения, которое в свою очередь является частью народного движения (движения за национальное освобождение). Приведем вкратце пару примеров оппортунизма в рамках каждого из этих движений:

  • В рамках народного национально-освободительного движения: предательство рабочего класса бюрократической буржуазией, ведущее к увеличению благополучия бюрократов, но ухудшения общего национального благосостояния (достигнутое, к примеру, путем увеличения международных инвестиций или приватизации национального хозяйства империалистическим капиталом).
  • В рамках рабочего движения: (в добавок к примерам предательств из предыдущего уровня) предательство профсоюзной борьбы за коллективное повышение зарплаты в пользу повышения зарплаты лидерам желтого профсоюза.
  • В рамках коммунистического движения: (в добавок к примерам из предыдущих уровней) продажа секретным службам информации о Партии, попытка ликвидации Народной Войны, подписание сделок о перемирии за деньги или гарантию безопасности и тд..

Коммунистическое движение является самым организованным и развитым политически, из-за чего ведет рабочее движение, которое в свою очередь ведет народное движение. Так и получается, что оппортунизм в рамках коммунистического движения является самым опасным оппортунизмом, так как чреват поражениями не только в рамках коммунистического, но также и в рамках рабочего и народного движений. Пример: оппортунистическая линия, принятая коммунистами, может привести не только к ликвидации коммунистических организаций, но также и к предательству профсоюзной борьбы, которая может привести к усилению позиции бюрократического капитала у Власти.

Таким образом, поскольку мы являемся коммунистами, нас интересует в первую очередь борьба с оппортунизмом в коммунистическом движении, так как именно этот оппортунизм является высшей формой оппортунизма. Это логично, потому что именно Партия является единственным органом, способным привести народ к полному освобождению.

Рассматривая же диалектику оппортунизм-ревизионизм в коммунистическом движении, единство этой диалектики на трех уровнях проявляется следующим образом:

  • На экономическом уровне это попытка буржуазии, путем подкупа коммунистов, удержаться у Власти, будь то у Власти в конкретной стране, регионе или заводе.
  • На политическом уровне это отказ от норм демократического централизма в пользу абсолютной демократии (хвостизм, ликвидаторство), либо в пользу абсолютного централизма (путчизм, фашизм).
  • На идеологическом уровне это отрицание универсальных основополагающих идей Марксизма-Ленинизма-Маоизма.

Мы достигли небольшого промежуточного синтеза этого вопроса. Для того, чтобы двигаться дальше, можно сделать два вывода:

  1. Оппортунизм это действие (экономический базис), а ревизионизм — мысль (идеологическое последствие).
  2. Весь ревизионизм берет корни от оппортунизма, но не весь оппортунизм развивается от ревизионизма (ведь термин ревизионизм применим лишь к коммунистическому движению).

Таким образом в диалектике оппортунизм-ревизионизм главной стороной является оппортунизм. Это отражено в истории второго ревизионистского интернационала, а также в работе Ленина «Империализм и раскол социализма». Именно поэтому, когда речь идет о внутрипартийных черных фракциях и кликах, используется слово оппортунизм (пример: правая оппортунистическая линия).

Правый и левый оппортунизм

Вышеприведенный вывод недостаточен, так как мы лишь обозначили общую сущность буржуазной власти в социалистических рядах, но не проанализировали ее основные тенденции.Изучая же оппортунизм в Компартиях, можно заметить, что так называемые «оппортунистические линии» делятся на два типа: правые и левые. Во-первых, термин «оппортунистическая линия» означает внутрипартийную фракцию или клику (или идеологию этой фракции или клики), которая ведет контрреволюционную работу и развивает планы захвата Власти в Партии (пример — меньшевики). Во-вторых, слова «правый» и «левый» используются в соответствии с общепринятой традицией называть все коммунистическое — левым, а все капиталистическое — правым, так как коммунизм и капитализм на сегодня являются двумя основными идеологиями, которые ведут борьбу друг с другом.

Относительно же сущности самих правых и левых оппортунистических линий говорится, что левая оппортунистическая линия «по форме левая, а в сущности правая». То есть в сущности, правая оппортунистическая линия относительно «открыто» идет навстречу капитализму, а левая относительно «скрытно». Это определение не могло быть вернее и является классическим, однако использование лишь его одного мало помогает в понимании существенного различия между правыми и левыми оппортунистическими линиями, а также в понимании того, почему именно правый оппортунистический уклон является основным. При обучении может образоваться путаница: ревизионизм уже притворяется коммунизмом, как тогда может правый ревизионизм быть «открытым», а левый — «скрытым»?

Для того чтобы разрешить это непонимание, следует вернуться к диалектике базис-надстройка, принцип которой мы в предыдущей части применили к диалектике оппортунизм-ревизионизм. Наши представления о внешнем мире можно поделить на прямые и косвенные. Прямые представления о внешнем мире исходят из нашего непосредственного материального опыта взаимодействия с внешним миром. Косвенные же исходят от других людей, то есть от их слов, медийных ресурсов, книг и всего остального. Наши прямые представления о мире являются для нас главными, так как именно они в первую очередь самым ярким образом отражаются на нашем сознании. В первую очередь именно на нашем материальном опыте мы строим нашу жизнь и взгляды; на взгляды остальных мы в целом опираемся меньше, чем на наш материальный опыт. В политическом контексте это означает, что наша экономическая реальность, будь то реальность зарплаты рабочего в 27 тыс. рублей, или реальность дохода владельца в 2 млн. рублей, будут в первую очередь определять их представления об общественном устройстве, нежели чем то, что им говорят другие люди об устройстве экономики и политики. Именно это отражено в формуле «общественное бытие определяет общественное сознание».

Применяя это к оппортунизму, можно сделать вывод, что и оппортунизм тоже делится на «прямой» и «косвенный». Любой, кто ведет борьбу на стороне контрреволюции и получает материальную (то есть прямую, экономическую) выгоду от этого, является прямым прислужником реакции. Любой, кто получает политическую и моральную (то есть косвенную) выгоду от этого, является косвенным прислужником реакции. Обобщая, правый оппортунист хочет материальных благ, а левый оппортунист хочет более высокой позиции в организационной структуре и репутацию в первую очередь для того, чтобы потешить собственное самолюбие и индивидуалистические амбиции. Совершенно очевидно, что оба этих поведения мотивированны личной выгодой и презирают коллективное благосостояние. Однако важно понять следующее: таким же образом, как ревизионизм является идеологическим выражением оппортунизма, на базисе которого он развивается, сущность левого оппортунизма берет корни в правом оппортунизме. Это и есть тезис о том, что в целом для коммунистического движения правый оппортунизм является главным (самым опасным), а левый второстепенным (менее опасным).

Этот тезис довольно легко доказать на практике. Если левый оппортунизм обретет контроль над коммунистической организацией и не будет обуздан, тогда он обязательно продолжит развиваться дальше и начнет мутировать в правый оппортунизм. Приведем конкретный пример для ясности. Левые оппортунисты, с которыми мы имели опыт бороться, использовали свою организационную позицию для того, чтобы поставить всю организацию под ними на рельсы своих личных материальных интересов. Такие левые оппортунисты, после полной идеологической стерилизации (нейтрализации) всей существующей борьбы двух линий в свою пользу, могут заставить членов коллектива делать экономическую работу за них (то есть использовать коллективные экономические ресурсы в личностных целях), в то время как сам левый оппортунист сфокусируется на «более важных идеологических задачах лидерства». Такое поведение внутри организации знаменует победу левой оппортунистической линии, а также обозначает начало процесса мутации левого оппортуниста в правого оппортуниста.

Если же мы отойдем от анализа малоразвитых коммунистических движений и обратимся к анализу исторических движений, то можно заметить, что абсолютно все реставрации капитализма в социалистических государствах являлись результатом работы именно не левых, а правых оппортунистических линий. Один этот факт окончательно доказывает правильность того, что правый оппортунизм является основным, а левый — второстепенным. Однако это все равно не должно приуменьшать высокий урон, который может нанести левый оппортунизм. Периоды власти левых оппортунистических линий и уклонов над Партиями и организациями исторически увенчались А) потерями из-за созданного левого оппортунистического иррационального культа войны и милитаризации, а также Б) изоляции партий и организаций от народа. Оба этих последствия отодвигают коммунистов дальше от победы.

Старый и новый ревизионизм

Мы уже установили, что ревизионизм является идеологическим проявлением оппортунизма, что сторона оппортунизма в диалектике оппортунизм-ревизионизм является главной, и что в рамках самого оппортунизма правый оппортунизм является главным, а не левым. Но оппортунизм всегда пытается скрыть свою оппортунистическую материальную натуру. Его сущность зачастую может открыто отражаться лишь в идеологии, которую он пропагандирует — в ревизионизме. Соответственно следует рассмотреть вкратце идеологические формы, который оппортунизм принимал на протяжении истории коммунистического движения. Здесь мы проводим классическое различие между «старым» и «новым» ревизионизмом, чтобы понять, как ревизионизм эволюционирует.

Так как коммунистическое движение находится в постоянном развитии и подъеме с 19го века, капиталистическая идеология в рамках коммунистического движения должна принимать все новые формы для того, чтобы бороться с коммунистами. Характерной чертой ревизионизма является то, что это реакционная идеология. Коммунизм вошел в классовое общество и предложил новую экономику, новую политику и новую культуру. Ревизионизм же вынужден реагировать на каждый прогрессивный шаг коммунизма вперед своим шагом назад.

«Старый» ревизионизм был развит Каутским и Бернштейном и в широком смысле является программой второго ревизионистского интернационала. Этот «старый» ревизионизм отрицает самые фундаментальные постановления Марксизма на всех уровнях.

  • На экономическом уровне старый ревизионизм пытается всячески уменьшить интенсивность профсоюзной борьбы путем развинчивания ее от политической борьбы, путем развития желтых профсоюзов и подчинения экономической борьбы воле небольшой секции рабочей аристократии, нежели чем широким массам рабочих.
  • На политическом уровне старый ревизионизм отрицает марксистский принцип революции как насильственной смены власти и поддерживает «мирный путь» парламентского кретинизма, он поддерживает империалистические войны и отрицает партийные нормы демократического централизма.
  • На идеологическом уровне старый ревизионизм продвигает идеализм о мире между двумя сторонами противоречия, отрицая, что борьба классов абсолютна, а перемирие — временно. Старый ревизионизм ставит этот принцип с ног на голову и применяет это к Партии, говоря, что она (в ее пролетарском виде) должна быть ликвидирована и стать обычной партией старого типа, которая участвует в выборах. Тем самым старый ревизионизм распространяет метафизические, идеалистические и механические позиции в ответ диалектическому материализму.

Таким образом, старый ревизионизм в общих чертах относится в первую очередь к периоду, который начался с расцветом коммунистических партий и закончился захватом и укреплением социалистической власти — то есть тогда, когда коммунистическая идеология доказала свой триумф, а второй интернационал и возглавляющая его немецкая социал-демократическая партия показали себя в своих истинных красках предательства.

«Новый» ревизионизм же уже вынужден был отвечать не на прогресс встающих на ноги коммунистических партий, а на прогресс сильных социалистических государств. Таким образом идеологический корень нового ревизионизма остался неизменным, но он принял новые, более высокие формы. К примеру, он больше не утверждал, что путь Партии к захвату Власти может быть только мирным; теперь новый ревизионизм утверждал, что путь нового социалистического Государства к коммунизму должен быть мирным. Итого:

  • На экономическом уровне новый ревизионизм всячески противится социалистическому построению и пытается повернуть его вспять силой экономических капиталистических реформ, направленных на возвращение эксплуатации и экспорта капитала. Это осуществляется в закрытом виде и путем использования партийных позиции для личной выгоды.
  • На политическом уровне новый ревизионизм развивает дальше теорию «мирного пути», утверждая, что классовые противоречия в социализме не существуют, что революционное насилие не нужно, что не нужны партийные чистки и культурные революции. Тем самым он пытается незаметно развить собственные клики и узурпировать власть путем переворота, чтобы уничтожить демократический централизм.
  • На идеологическом уровне он далее развивает свое отрицание марксистской позиции о том, что борьба для двух сторон диалектики универсальна, а специфична, т.е. что единство противоположностей является временным, а борьба противоположностей — постоянным. Это отрицание порождает 5 ревизионистских тезисов: 3 теории о мире и 2 теории о целости. Они отрицают диалектический материализм на более высоком практическом уровне нашей идеологии.

Совершенно очевидно, что сущность «нового ревизионизма» ревизионизма остается старой, так как она служит старому обществу. Но он называется «новым», потому что именно в этот период ревизионизма мы развиваемся, так как именно «новый ревизионизм» является ответом на вершину марксистского опыта, а именно опыта китайской революции. Таким образом, в то время как Марксизм по мере применения развивается в первую очередь существенно, ревизионизм развивается в первую очередь форменно.

Пионером нового ревизионизма был Хрущев. Именно новый ревизионизм послужил узурпации социалистического государства в 1956 году, когда посредством государственного переворота была захвачена Власть. Даже если основная задача захвата Власти была достигнута, на пути этого нового ревизионизма все еще стояла целая баррикада социализма, которую нужно было разрушить. Остающиеся противоречия с организованными остатками социализма были решены террором и репрессиями. Это позволило новому ревизионизму укрепиться во Власти. Материальное укрепление во Власти позволило новому ревизионизму укрепить свои идеологические позиции, которые были окончательно систематизированы и распространены на 22ом Съезде КПСС 1961 года в виде ревизионистской программы и сопутствующих документов (устав партии). Так были рождены 5 главных тезисов Хрущева: мирное сосуществование империализма и социализма, мирный переход от социализма к коммунизму, мирное подражание социализма империализмом (что империалистические государства якобы захотят сами установить социалистическую систему), Партия всего народа, Государство всего народа (3 мира и 2 целости). Схожий процесс начался и в КНР в 1976 году, где новый ревизионизм тоже стоял во главе государственного переворота.

Уклон и ревизионизм

Мы уже установили и рассмотрели сущность и тенденции оппортунизма и ревизионизма, а также их исторические формы. Однако мы не разобрались в том, как следует бороться с буржуазной властью в рядах коммунистов.

Так как ревизионизм является идеологическим явлением, который развивается на базисе оппортунизма, существование которого в прогрессивных рядах обеспечивает капиталистическая власть, окончательное уничтожение ревизионизма может наступить лишь тогда, когда окончательно рухнет капиталистическая (в первую очередь империалистическая) власть во всем мире. Если рухнет мировой империализм, то тогда просто некому будет продать собственное коммунистическое движение. Экономический базис оппортунизма исчезнет, соответственно исчезнет и ревизионизм. Однако, так как империализм еще не пал, мы должны вести с ревизионизмом борьбу на оставшихся уровнях — на политическом и идеологическом. Перед тем, как определить, какими инструментами следует вести борьбу на каждом из этих уровней, следует научиться определять, ревизионист кто-то или нет.

Для того, чтобы определить политическую сущность человека, следует судить по действиям и словам. Если человек выполняет коллективно согласованные и центрально организованные задачи и в первую очередь помогает распространять коллективные взгляды, а не собственные, значит противоречия с таким человеком не являются антагонистическими. Если же человек не выполняет согласованные задачи, систематично решает следовать своему лично выбранному курсу внутри организации, пропагандируя вещи, которые не отражены в коллективной программе, тогда такие противоречия являются в значительной степени антагонистическими. Но вопрос должен быть обдуман далее следующим образом: то, что человек делает — самое важное, а то, что он говорит, — второстепенное. Из-за этого, даже если человек пропагандирует на словах коллективные позиции МЛМ, но на деле не придерживается установленного плана и активно работает против него, тогда противоречия в первую очередь антагонистические.

Для того чтобы успешно анализировать действия (и слова), следует в первую очередь понять, для чего было предназначено какое-то запланированное действие (или речь). Таким образом, для того, чтобы успешно бороться с ревизионизмом и держаться правильного курса, перед каждым действием следует коллективно установить нормативы для этого действия и ожидания, т.е. ответить на следующие вопросы:

  • С какой целью осуществляется это действие?
  • Как будет выглядеть успех при выполнении этого действия?
  • Как будет выглядеть неудача при выполнении этого действия?

Без единства в ответах на эти вопросы не будет единства в борьбе с ревизионизмом. Эти самые критерии должны быть применены в первую очередь к действиям и во вторую очередь к словам.

Анализ действий и слов человека демонстрирует, ревизионист ли он или уклонист. Ревизионист — тот, кто ведет контрреволюционную борьбу и кто должен быть исключен или изолирован по максимуму если исключить невозможно. Уклонист — тот, кто является коммунистом, но кто имеет определенные симпатии к ревизионизму, из-за чего должен быть обучен и переубежден. Цель должна быть поставлена следующим образом: создавая как можно меньше конфликтных ситуаций и за самое короткое время, переобучить уклонистов и изолировать ревизионистов. Следует применять два следующих принципа:

  • Уклонистов намного больше чем ревизионистов, соответственно основным методом борьбы должно быть переобучение, а не изоляция.
  • В рамках переобучения практическое переобучение является главным, а идеологическое — второстепенным.

Слова «уклонист» и «ревизионист» должны быть использованы очень аккуратно и технически, особенно слово «ревизионист», которое сильно накаляет противоречия.

Инструменты борьбы с ревизионизмом

Для решения противоречий у коммунистов имеются два типа инструментов: политический и идеологический. Борьба двух линий является совокупностью применения политических и идеологических инструментов. В каждой организации есть противоречивые идеи, которые борются двуг с другом с целью определить курс развития организации. Так как на данный момент в мире существует две основные идеологии — коммунизм и капитализм — двумя основными линиями в коммунистических организациях является коммунистическая линия (или «красная», «левая» линия) и ревизионистская капиталистическая линия (или «чёрная», «правая» линия). Если организация в первую очередь следует красной линии, то она является коммунистической. Если нет — то ревизионистской. Ленин исторически был приверженцем красной линий, из-за чего вёл политическую и идеологическую борьбу против меньшевиков, представляющих правую линию. Зачастую также выделяют и третью линию — центристскую. Эта второстепенная по важности линия представлена людьми, которые до конца не уверенны, за какой линией следовать. Исторический пример приверженности центристской линии — Хо Ши Мин и Чжоу Эньлай.

Политический уровень соответствует мерам демократического централизма, таким как: понижение организационной позиции (понижение должно приблизить к народу и массовой работе, а не удалить от нее), ограничение права голоса, коллективный суд, исключение. Идеологические же меры по возрастающей могут включать в себя: замечание, личная критика, коллективная критика, внутренняя полемика, сессия борьбы.

Политические меры в целом является жесткими, а идеологические в целом являются мягкими. Однако обе стороны мер все равно тесно связаны друг с другом. К примеру, последняя идеологическая мера, сессия борьбы, одновременно является политической мерой, так как обычно осуществляется с целью проведения коллективного суда. Политическая мера понижения позиции является в значительной степени идеологической, так как целью является идеологическое переобучение посредством общения и работы с массами.

Более жесткие меры нужно использовать осторожно и применять в первую очередь к ревизионистам. Более мягкие меры следует применять в первую очередь к уклонистам.

Новейший ревизионизм и уклонизм

Китайская революция была историческим пиком опыта коммунистического движения. Но коммунистическое движение продолжило развиваться после падения КНР. Таким образом идеологической вершиной развития современного коммунистического движения является Марксизм-Ленинизм-Маоизм (определение КПП) с универсальными дополнениями Председателя Гонсало. Самое важное в Марксизме-Ленинизме-Маоизме — пролетарская Власть, то есть революционная война. То есть самое важное — осознание военного пути ее захвата. То есть — осознание универсальности Народной Войны. Универсальные дополнения Гонсало же касаются относительно продвинутых тезисов, которые в целом рассматривают и определяют органические нормы построения Партии и коммунистических организаций в целом, тем самым продвигая наше понимание демократического централизма на чуть более высокий уровень.

Из этих двух вещей самым важным является понимание об универсальности Народной Войны. Агитационный акцент на Концентрическом Построении не обязателен, но универсальность Народной Войны следует широко пропагандировать, так как понимание универсальности Народной Войны позволяет осознать, что революция возможна. Ведь даже в Маоистских кругах не все знают о том, чем именно является Народная Война (типы войны). Зачастую, как только эти типы войны рассмотрены нужным образом, приходит понимание того, что они не только повсеместно применимы, но и повсеместно применялись исторически.

Осознанно отрицать, что Народная Война является единственной работающей стратегией — значит быть ревизионистом. Однако основное большинство людей на данный момент просто не понимает Маоизм, нежели чем осознанно отвергает его. Всегда следует помнить, что уклонистов больше чем ревизионистов, что народ обладает безграничным прогрессивным потенциалом, но ограниченным реакционным потенциалом.

Специфический ревизионизм

Так как мы в определенной степени, относительно требований данного этапа нашего развития, доказали то, что не являемся правыми оппортунистами в данный конкретный момент, нам сейчас следует доказать, что мы не является левыми оппортунистами. Конкретно это значит, что в данный момент мы должны доказать, что не боимся идти в народ и развивать массовую работу. Хоть правый оппортунизм остается основной опасностью в целом, левый оппортунизм может становиться основной опасностью в конкретные моменты. Материальный базис для этого следующий: в маленьких антиревизионистских движениях без крепкой связи с массами, которых реакция еще не подкупает напрямую, может развиваться жесткая борьба за лидерство, которая, при неправильном развитии, может переводить организации на рельсы необузданного сектантства (левый оппортунизм) или просто левого уклона. На идеологическом и политическом уровнях в значительной степени такая тенденция может возникнуть как излишняя корректировка влево от общих правых настроений в коммунистическом движении. К сожалению маоистские движения иногда забывают об этом. Мы должны помнить этот принцип и доказать себя на практике. Мы должны продолжить тот путь, на котором находимся, сделав смелый шаг вперед.